История

справочная информация

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ «Светлица»

Педагогический театр кукол «Светлица» был создан 25 октября 2009 года при кафедре теологии на площадке Свято-Троицкого храма (п. Шарташ) при участии преподавателей и  студентов теологической специальности, родителей и детей воскресной школы. Важнейшей целью данного кукольного театра явилось воспитание детей средствами театральной деятельности, в которой создаются условия для совершения ребенком нравственных поступков в игровом пространстве. Театральная деятельность «Светлицы» соотносится с  традициями арт-терапии, психоэлевации (И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова), однако, имеются свои особенные черты, состоящие в опоре на православные ценности, предпочтении классического наследия и народных произведений в содержании постановок, ориентации на целокупную деятельность ребенка, требующую опытного проживания занятия, нравственном тоне общения и др.

Воспитательная деятельность, в которой мог бы реализоваться детский поступок, требовала богатых выразительных средств, которые содержатся в театре. Однако, игровой театр (т.е. где ребенок играет сам)  слишком рано вводит ребенка в мир «чужой жизни» героя, вызывая внутреннюю раздвоенность и создавая предпосылки для лукавства. Этого лишен кукольный театр, где герой олицетворен куклой, и ребенок лишь помогает проигрывать жизнь своего персонажа, в той или иной степени соотнося героя с собой. Кроме того, кукольный театр марионеток дает возможность ребенку одновременно присутствовать на занятии и как актер, и как полноценный зритель, наблюдая за сценическим действием. Это обусловило выбор именно театра кукол в технике марионеток.

Педагогический театр следует отличать от коллективов, занимающихся художественной деятельностью, где смысл существования театра – в демонстрации спектаклей.  В противовес этому в «Светлице» хоть и разучивается и проживается  почти каждый раз какая-либо постановка, но в нее должны погрузиться прежде всего дети, педагоги и родители; присутствие остальных зрителей – необязательно. Каждое занятие предусматривает обширный пласт деятельности для детей и родителей: раскрытие новых сторон их общения, постижение сути детской (и взрослой) души, отыскание внутренней гармонии ребенка, вхождение в позицию героя, совершающего нравственный выбор. Здесь присутствует и опыт ручного труда по изготовлению кукол и декораций, и эстетическая деятельность (рисование лица), и конструирование, и работа над персонажем (домысливание слов), и разыгрывание театральных этюдов, и вдумчивое наблюдение за ребенком, и, наконец, умение быть внимательным зрителем.

Театр «Светлица» за  годы работы проделал огромный путь и накопил значительный опыт: были использованы в работе с детьми техники: драматизации  с помощью домашней игрушки, карнавальная праздничная постановка, простейшие тряпичные и палочные куклы, «театр теней», элементы анимации, японская миниатюра, наконец, главная техника – марионетки. В течение года проводится еженедельно более 30 занятий, в том числе специализированные занятия с родителями и постановки на православные праздники. Вскоре заметным внешним изменением детей обычно становится коррекция дисциплины, настроенность трудиться, с удовольствием общаться со взрослыми, правильно строить отношения со сверстниками, преодолевать с помощью взрослого изъяны собственной нравственной жизни. По каждому ребенку педагог вместе родителями пытается увидеть нравственную доминанту его развития, понять  затрудняющие это внутренние и внешние  барьеры. 

Возрастание ребенка деятельно происходит в процессе соприкосновения с ролью, с куклой, сюжетом, оценками взрослых; таким образом, педагогический театр располагает большими возможностями обогащения мира малыша. Яркое впечатление от театрального представления становится неотъемлемым достоянием душевного мира ребенка и сопровождает его как эталон в самостоятельном решении жизненных вопросов. Среди сюжетов, предстающих пред ребенком оказываются произведения прошлого  и настоящего, народные и авторские, отечественные и зарубежные: «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Серебрянное копытце», «Король улиток» (Н. Ключарева, в переработке), «Лесные домишки» (В.Бианки, в переработке), «Домашние вещи» (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена), «Рыбья жизнь» (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), зарисовки произведений В. Драгунского, народные языковые игры, «Мальчик-звезда» (О.Уальд) и другие. Обычный цикл занятия включает организационный момент, молитву, ручной труд, проработку роли, вчувствование в характер персонажа, проигрывание  отдельных моментов спектакля и целостное театральное действие, рефлексию произошедшего и чаепитие. Обычная продолжительность занятия в зависимости от поставленной педагогической задачи от 1 часа до 1,5-2 часов. Занятия предусматриваются во второй половине дня в будние дни в связи с занятостью педагогического состава театра в другое время.

Работа проводится с детьми от 6 до 7,8 лет, хотя возрастные пределы могут варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Режим занятий следующий: 4 занятия в месяц для группы до 7 детей.

Думается, данное направление приходской деятельности обогатит  жизнь маленьких прихожан  и явит пример истинного, глубокого и деятельного (!) православного воспитания.